649000, Республика Алтай, г.Горно-Алтайск., ул. В.И. Чаптынова, 24
Версия для незрячих
  1. Минэкономразвития РА
  2. Пресс-центр
  3. Новости
  4. Новости организации
  5. ГОСЗАКУПКИ: подборка позиций ВС РФ по применению Постановления Правительства РФ №783 по списанию неустоек по госконтрактам
ГОСЗАКУПКИ: подборка позиций ВС РФ по применению Постановления Правительства РФ №783 по списанию неустоек по госконтрактам

Минэкономразвития РА

ГОСЗАКУПКИ: подборка позиций ВС РФ по применению Постановления Правительства РФ №783 по списанию неустоек по госконтрактам

Сентябрь 16, 2022 Просмотров: 7959

Реквизиты судебного акта

Выводы, изложенные в судебном акте

ВС РФ

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.08.2022 N 305-ЭС22-4106 по делу N А40-82271/2021

При принятии судебных актов в части требований по первоначальному иску суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями подпункта "а" пункта 3 Правил осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 (далее - Правила списания), согласно которому списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком в случае, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта.

В судебных актах первой и апелляционной инстанций приведен расчет, согласно которому неустойка, рассчитанная в соответствии с условиями контракта и законодательством Российской Федерации, с учетом моратория составляет 240 795 руб. 51 коп. или 2,2% цены контракта, а без его учета в размере заявленных требований 487 573 руб. 52 коп. или 4,6% цены контракта.

Отказывая в удовлетворении первоначального иска, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что сумма неустойки подлежала списанию, поскольку составляла менее 5% цены контракта и обязательства по нему исполнены в 2020 году.

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.04.2022 N 302-ЭС21-25561 по делу N А69-2869/2020


Подпункт "а" пункта 3 Правил списания от 04.07.2018 N 783 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2020 N 591) предусматривает, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком в том числе в случае и в порядке, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).

Начисленные пени составили 224 882 рубля, что не превышает 5 процентов цены контракта 26 771 666 рублей 67 копеек.

Пункт 11 Правил списания от 04.07.2018 N 783 устанавливает, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется заказчиком на основании решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), указанного в пункте 9 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.

Применительно к пункту 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), списание неустоек (штрафов, пеней) является обязанностью заказчика.

Таким образом, обоснованы доводы общества о том, что Правила списания от 04.07.2018 N 783 подлежат применению в рассматриваемой ситуации, вследствие чего пеня подлежала списанию и не могла взыскиваться, постановление суда апелляционной инстанции от 21.06.2021 является законным, оснований для его отмены судом округа не имелось.

Вывод апелляции - Согласно материалам дела предъявленная к взысканию сумма пени за период с 26.11.2019 по 20.01.2020 (224 882 рубля) не превышает 5 процентов цены контракта (26 771 666,67 рублей). Исполнение обязательств по контракту состоялось в 2020 году, о чем свидетельствует акт приемки и ввода в эксплуатацию сооружения от 20.01.2020.

Определение Верховного Суда РФ от 14.06.2022 N 307-ЭС22-8147 по делу N А56-84612/2020

Оценив в соответствии с нормами главы 7 Кодекса представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь статьей 324 Кодекса, положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом", учитывая не представление обществом доказательств, свидетельствующих о затруднительности или невозможности исполнения решения суда от 20.12.2020, наличия оснований для изменения способа исполнения судебного акта и обстоятельств, являющихся основаниями для изменения порядка исполнения судебного акта, суды отказали в удовлетворении требований.

Вывод апелляции

Между тем, из систематического толкования положений Порядка и ч. 42.1 ст. 112 ФЗ-44 следует, что такая мера распространяется только на неустойки, начисленные за нарушения, допущенные 2015, 2016 и 2020 годах. При этом, положение пункта 11 Порядка, с учетом изложенного, не могут противоречить положениям ФЗ-44, и не могут быть истолкованы как позволяющие списать любую пеню на основании Порядка и части 42.1 статьи 112 ФЗ-44. Поскольку нарушение, за которое начислена неустойка, допущено Должником в 2019 году, основания для её списания предусмотренные Порядком и части 42.1 статьи 112 ФЗ-44 отсутствуют.

Определение Верховного Суда РФ от 05.05.2022 N 303-ЭС22-6432 по делу N А59-5339/2020


Как следует из судебных актов, отказывая в удовлетворении встречного иска, суды исходили из того, что имеются основания для списания с ООО ТК "Школьная-Лига" пени за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту от 28.04.2020 N 0361200015020001378_321552, предусмотренные частью 421 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 2, подпунктом "а" пункта 3, пунктом 5 Правил осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783, а именно: государственный контракт заключен и в полном объеме исполнен обществом в 2020 г., что подтверждается двусторонним актом приема-передачи работ от 01.09.2020; между обществом и ОКУ "Дирекция по реализации программ строительства Сахалинской области" произведена сверка взаиморасчетов; сумма пени в размере 30 982 руб. 28 коп. не превышает 5% от цены контракта.

Определение Верховного Суда РФ от 02.08.2021 N 307-ЭС21-12079 по делу N А21-5708/2020

Исследовав и оценив представленные доказательства и обстоятельства дела, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783, утвердившим Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила), суды пришли к выводу об отсутствии совокупности условий, предусмотренных подпунктами "а" пунктов 3 и 5, а также пунктом 11 названых Правил, для удержания заказчиком начисленной неустойки.

Вывод 1-й инстанции -

В силу пункта 42.1. статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такой порядок установлен Правилами № 783.

Во-первых, согласно подпункту «а» пункта 3 Правил № 783 списание неустойки осуществляется заказчиком в случае, если сумма начисленных пеней не превышает 5 процентов цены контракта. С учетом цены контракта 2 400 000 руб. (см. пункт 3.1. контракта), пени в размере 46 886 руб. 40 коп. не превысили 5% от нее.

Во-вторых, основанием для принятия решения о списании неустойки в случае, приведенном выше, является исполнение подрядчиком обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме в 2020 году, подтвержденное актом приемки или иным документом (подпункт «а» пункта 5 Правил № 783). Последний акт приемки (III работ) стороны подписали в 2020 года – от 27.04.2020 № 3.

В-третьих, в соответствии с пунктом 11 Правил № 783 списание неустоек распространяется на принятую к учету задолженность подрядчика независимо от срока ее возникновения. Следовательно, подлежит отклонению довод ответчика об отсутствии оснований для списания неустойки по той причине, что пени начислены за нарушение, допущенное в 2019 году.