Государство для людей
649000, Республика Алтай, г.Горно-Алтайск., ул. В.И. Чаптынова, 24
Версия для незрячих

Историческая справка

Историческая справка


ДЕКРЕТ О СОЗДАНИИ ОЙРОТСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ.jpg

Организация экономической службы в Горном Алтае неразрывно связана с созданием государственности в форме автономной области, образованной по указу ВЦИК РСФСР 1 июня в 1922 года.

Более трех месяцев длилась организационная работа, связанная с передачей территории, отошедшей к автономной области и уточнением границ. 5 октября 1922 года на экономическом совещании Ойротского облревкома была организована областная плановая комиссия. В непосредственном ее подчинении находились органы статистики, в том числе бывшие земские в волостях.

О СОЗДАНИИ ПЛАНОВОЙ КОМИССИИ ОТ 5.10.1922.JPG

При проведении административно-территориального размежевания перед созданной автономной областью стояли более сложные и трудные задачи, по сравнению с обычными областями, которые образовывались вместо прежних губерний, как правило с традиционными центрами административного и хозяйственного управления и сложившимися отраслями промышленности, с тесными экономическими связями.

Во вновь создаваемой автономной области полноценное хозяйственно-экономическое звено создавалось с нуля и должно было складываться постепенно на основе использования преимуществ планового хозяйства. Этот процесс имел сложный характер, поскольку экономика региона носила аграрно-сырьевой характер, практически отсутствовали промышленные предприятия (не считая немногочисленных кустарных), большинство коренного населения вело кочевой и полукочевой образ жизни.

Расположенная в условиях горного рельефа, затрудняющего передвижение, не имеющая надежных транспортных путей сообщения с соседними регионами, удаленная от крупных рынков сбыта территория автономной области была слабо охвачена рыночными отношениям. Преобладало полунатуральное хозяйство.

Создание автономной области с предоставлением ей "прав губернии, но с бюджетом и штатами уезда" создавало дополнительные трудности. Остро ощущался недостаток подготовленных кадров управления, особенно национальных, знающих специфику и быт коренного населения. В зависимости от конкретных исторических условий и связанных с ними специфических задач хозяйственного строительства менялись формы и методы работы экономических органов, их структура и штаты.

В 20-х годах, в период НЭПа - восстановление народного хозяйства области, был первый рубеж, который предстояло преодолеть. В решении этой задачи исключительная роль принадлежала кооперации. Основная задача местных плановых органов того периода определялась в создании экономических условий для развития народного хозяйства, выявления тенденций в эволюции хозяйства области, участие в формировании бюджета за счет местных налогов и сборов. Работники плановой комиссии и статистического отдела участвовали в переписи населения, скота, обследованию кооперативов, артелей, промышленных предприятий.

В 30-х годах в связи с задачами индустриализации страны и перехода на отраслевой метод управления промышленностью больше внимания стало уделяться развитию промышленного производства. В начале первой пятилетки положено начало промышленному освоению лесных ресурсов области. Хотя лесозаготовки осуществлялись примитивными методами, при отсутствии какой-либо механизации работ, сезонными рабочими, в условиях запрета рубки кедра ежегодно обеспечивался прирост объемов лесозаготовок.

До 1934 года золото на территории области практически не добывалось. К концу 30-х годов на более чем 30 приисках работало более трех тысяч рабочих. Золото добывалось исключительно старательским трудом при отсутствии механизации в процессах производства. Общее число занятых в промышленном производстве к концу 30-х годов превышало 7 тыс. человек. По валовой продукции промышленность превысила в стоимостном выражении все заготовки сельхозпродукции в целом по области. Большие работы в этот период были осуществлены в дорожном строительстве.

В 1934 году был сдан в эксплуатацию Чуйский тракт, протяженностью свыше 600 километров. Областной центр получил прямой выход в Бийск к железной дороге и в Монголию.

3..jpg

Благодаря настойчивости руководства области, научно-исследовательскими организациями, в том числе Академией наук, была развернута большая работа по изучению производственных сил Горного Алтая. Специальными научными экспедициями были изучены, разработаны предложения по использованию рек Бии и Катуни для организации сплава древесины, оценены гидроэнергетические запасы главных рек Горного Алтая, выявлены и разведаны ценнейшие месторождения ряда полезных ископаемых - ртути, золота, марганца молибдена, меди, мрамора и других. Чаган-Узунское и Акташское месторождения ртути по запасам и содержанию металла в то время были признаны как имеющие общесоюзное значение. Создан опорный пункт сибирского садоводства при участии НИИ им. Мичурина.

С началом Великой Отечественной войны основное внимание было уделено перестройке экономики на условия военного времени. С первых дней войны работа всех промышленных предприятий, колхозов была целиком направлена на бесперебойное обеспечение нужд фронта.

По заданию Государственного комитета обороны в июле 1941 года в короткий срок осуществлены работы по освоению Калгутинского молибдено-вольфрамового месторождения, по организации ртутного производства на базе Акташского месторождения.

4..jpg

С 1942 года вновь организованное предприятие стало стабильно в требуемом объеме давать ртуть для нужд оборонной промышленности. В послевоенные годы восстановления народного хозяйства перед планово-экономическими органами ставилась задача обеспечения расширения производства в целях максимального удовлетворения местных нужд стройматериалами, инвентарем для колхозов и товарами широкого потребления, в основном на местном сырье.

По развитию сельскохозяйственного производства главной задачей была восстановление поголовья скота до уровня в довоенное время. Как и в целом по стране, поставленные перед областью задачи были выполнены, объем производства к 1950 году превзошел довоенный уровень в валовом исчислении.

В 50-е годы были вновь построены или реконструированы производственные мощности фактически всех промышленных предприятий. Вступили в строй действующих такие крупные в областном масштабе промышленные предприятия, как рудник "Веселый", гардинно-тюлевая фабрика, Иогачский, Байгольский, Горно-Алтайский, Шебалинский леспромхозы.

На базе упраздненных артелей промысловой кооперации и мелких предприятий местной промышленности созданы межрайонные специализированные промкомбинаты и пищепромкомбинаты, работающие на местном сырье. В этот период общий объем промышленной продукции увеличился в 5 раз. Таким образом, была успешно решена задача обеспечения самодостаточности местных бюджетов для финансирования всей социально-культурной сферы.

50-ые и начало 60-х годов было временем стремительного роста объемов освоения лесных ресурсов Горного Алтая. За этот период вновь создано 6 леспромхозов, объем заготовки деловой древесины увеличился в 4 раза. 60-е - 70-е годы характерны масштабными работами по электрификации области, которая позволила в последующее десятилетие произвести модернизацию практически всех отраслей народного хозяйства на более высоком техническом уровне. Кроме того, вступили в строй новые предприятия машиностроения - завод "Электробытприбор", мотороремонтный завод, позднее - филиал Новосибирского завода "Электросигнал".

Были проработаны и с участием планово-экономической службы области составлены проектными институтами технико-экономические обоснования использования гидроэнергетических ресурсов р.Катуни (каскад из 6 ГЭС, из них в числе первоочередных - Катунская в паре с Чемальской), а также строительства железной дороги Бийск-Майма-Усть-Сема.

В 1975 году Центральным научно-исследовательским экономическим институтом Госплана РСФСР были разработаны предложения комплексного развития производительных сил Горно-Алтайской автономной области на период до 1990 года. Проведенные исследования развития производительных сил Горно-Алтайской автономной области позволили сделать вывод, что комплексное развитие области уже в ближайшие годы отвечает народнохозяйственным интересам страны. В этой связи им были разработаны варианты возможного создания территориального комплекса и подготовлены предложения по развитию отдельных отраслей для включения их в разрабатываемые пятилетние планы. Основываясь на этих выводах, руководство области добилось от Совета Министров СССР принятия постановлений о мерах по дальнейшему социально-экономическому и культурному развитию Горно-Алтайской автономной области". Всего было принято три таких постановления.

В 70-е и 80-е годы упор делался на максимальное использование резервов производства. Эту работу организовывали планово-экономические органы.

5.2.jpg

В декабре 1988 года плановая комиссия облисполкома преобразовывается в Планово-экономическое управление, которое в дальнейшем обрело статус Государственного комитета по экономике. В соответствии с новыми задачами увеличился штат работников, была проведена реорганизация отделов и в феврале 1997 года постановлением Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай Государственный комитет по экономике Республики Алтай преобразован в Министерство экономики Республики Алтай, с 2002 года – в Министерство экономического развития, торговли и предпринимательства Республики Алтай, с 2006 года – в Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай, с 2007 года – Министерство экономического развития Республики Алтай, с 2006 года – Министерство экономики, туризма, инвестиций и предпринимательства Республики Алтай, с 2014 года - Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай, с 2015 года - Министерство экономического развития и туризма Республики Алтай, с 18 марта 2019 года - Министерство экономического развития и имущественных отношений Республики Алтай, с 24 декабря 2019 года и по настоящее время - Министерство экономического развития Республики Алтай.

Каков бы ни был статус экономического органа, как бы ни менялись его функции на протяжении всех лет, он остается одним из ключевых структурных подразделений исполнительной власти, осуществляющий разработку и реализацию республиканской социально-экономической политики, определение путей развития экономики и методов ее регулирования.

Экономическая служба с момента ее организации работает в тесном взаимодействии с финансовыми органами, органами государственной статистики, отраслевыми министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления.